Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Воспитываем мальчиков

Дата: 14 апреля 2020 в 22:01, Обновлено 9 ноября 2021 в 09:56

Всем нам хочется, чтобы мальчики стали счастливыми, творческими, энергич­ными и добрыми мужчинами.

Мы стре­мимся к тому, чтобы они выросли заботли­выми, внимательными и соответствовали требованиям XXI века.

Но мальчики не растут сами по себе, ров­но и гладко. Не бывает такого, что вы ут­руждаете себя лишь тем, что впихиваете в своё чадо полезные злаки, обеспечиваете его чистыми рубашками - и в один пре­красный день ваш сын просыпается насто­ящим мужчиной! Если мальчик постоянно находится в сфере вашего внимания, вы наверняка замечаете, как он взрослеет день ото дня, как меняются его настроение и энергетика в разные периоды жизни. За­дача состоит в том, чтобы понять, что требуется ребёнку и когда.

К счастью, мальчики не сегодня появи­лись на свет, и мы не первооткрыватели в во­просах их воспитания. Каждая мировая культура сталкивалась с такой проблемой. Только в последние десятилетия, когда ритм жизни стал особенно бурным, мы как-то упу­стили из виду необходимость создания ре­альной программы воспитания мальчиков. Мы просто слишком заняты другими делами!

Коротко о трёх стадиях развития мальчиков

1. Первая стадия охватывает период с рождения до шести лет - возраст, в тече­ние которого мальчик крепче всего связан с матерью. Это «её» мальчик, даже притом, что отец может играть очень большую роль в жизни ребёнка.

Цель воспитания в этот период – передать мальчику большую любовь и ощущение безопасности, «зарядить» его на жизнь как на большое и увлекательное путешествие.

2.   Вторая стадия длится с шести до че­тырнадцати лет возрастной период, в течение которого мальчик, следуя собст­венным   внутренним   ощущениям,   хочет учиться быть мужчиной и всё больше при­сматрива-ется к отцу, его интересам и по­ступкам (хотя мать остаётся очень близким человеком).

Цель воспитания в этот период - повы­сить уровень знаний ребёнка и развить его способности, не забывая о доброте и откры­тости, то есть стремиться к развитию гармо­ничной личности. Именно в этом возрасте к вашему сыну приходит ощущение радости и комфорта от того, что он мальчик.

3.   И наконец, период от четырнадцати лет до совершеннолетия, когда мальчику необходимо участие мужчины-наставника, если он хочет быть полностью подготовлен­ным к взрослой жизни. Мама и папа не­сколько отступают на задний план, но они должны подыскать своему сыну достойного наставника, чтобы ему не пришлось доволь­ствоваться знаниями и опытом своих неком­петентных сверстников. Цель воспитания на этом этапе - обучить навыкам, привить чув­ство ответственности и самоуважения, ак­тивно вовлекая его во взрослую жизнь.

Пожалуйста, помните: эти стадии ни в коем случае не предполагают внезапного или резкого перехода влияния на ребёнка от одного родителя к другому. Лучше всего, когда оба родителя принимают активное участие в жизни сына с детства до совер­шеннолетия. Стадии развития лишь указы­вают на смещение акцентов: так, отец выхо­дит на первый план в возрасте сына от шес­ти до тринадцати лет, а влияние наставни­ков возрастает с четырнадцати лет. Основ­ными критериями при выборе наставника остаются безопасность и честность.

Зная об этих трёх стадиях, можно чётко определить для себя программу действий. Например, совершенно очевидно, что отцы мальчиков в возрасте от шести до четырнад­цати лет не должны устраняться от семьи ни морально, ни физически. Если это происхо­дит, то исключительно во вред сыновьям. (И всё-таки современные отцы именно так и поступают, многие из нас могут это подтвер­дить из опыта своего детства.)

Рассмотрим подробнее первые две ста­дии развития мальчиков.

С рождения до шести: нежные годы

В этот период жизни необходимо, чтобы малыш чувствовал связь по крайней мере с одним человеком. Как правило, с мамой. Об­ладая особым энтузиазмом и высокой моти­вацией, к тому же вскармливая его своим молоком, от природы наделённая особой мягкостью и нежностью в подходе к ребён­ку, именно мать оказывается наиболее под­готовленной к тому, чтобы полностью удов­летворить запросы младенца.

Отцы тоже могут обеспечить все потреб­ности новорождённого, только делают они это несколько иначе: отцы более активны в играх с ребёнком, любят будоражить его, в то время как матери стараются успокоить. (Впрочем, когда отцы так же, как и матери, начинают страдать от недосыпания, им уже не до шумных игр, и они тоже не прочь ути­хомирить ребёнка!)

Первые проявления разницы полов

Некоторые генетические различия между девочками и мальчиками начинают прояв­ляться уже в младенчестве. Мальчики менее восприимчивы к лицам окружающих. У де­вочек сильнее развито ощущение прикосно­вения. Мальчики растут быстрее и активнее набирают силу, хотя разлуку с матерью вос­принимают острее. Когда дети начинают хо­дить, разница между девочками и мальчиками становится ещё заметнее. Мальчикам, как правило, требуется больше места для игр и передвижения. Они любят хватать предметы и манипулировать ими, строить высокие башни из блоков, в то время как де­вочки предпочитают возиться на полу. В детском саду мальчики игнорируют появле­ние в группе новеньких, а девочки тут же за­мечают их и заводят дружбу.

Как ни печально, взрослые относятся к мальчикам более строго. Исследования по­казывают, что родители обнимают и ласка­ют девочек гораздо чаще, больше разгова­ривают с ними. Если мама является основ­ным источником ласки и заботы, для маль­чика она становится первой моделью люб­ви и нежности. Уже со второго года жизни ребёнка, когда он начинает ходить, мать может твёрдо, не обижая и не стыдя маль­чика, установить границы их отношений, и ребёнок усвоит это на всю жизнь. Он знает, что в сердце матери он занимает особое место.

Когда мама с интересом и удовольствием обучает сына, разговаривает с ним, это по­могает развитию его речевых навыков, об­щительности, что очень важно для мальчи­ков, поскольку им в большей степени, неже­ли девочкам, нужна помощь в усвоении на­выков общения.

Если в первые год-два жизни сына мать оказывается в глубочайшей депрессии и за­крыта для общения с ребёнком, если обижа­ет сына, он начинает сомневаться в том, что его любят. Матери необходима поддержка и помощь со стороны других членов семьи, чтобы у неё была возможность отдохнуть, расслабиться и найти время для общения с ребёнком. Ей необходимо заботиться о се­бе, тогда она сможет полноценно заботиться о ребёнке.

По возможности мальчику лучше оста­ваться дома с одним из родителей до трёх­летнего возраста. Исследования показыва­ют, что мальчики в большей степени, неже­ли девочки, склонны переживать разлуку с близкими, у них чаще наблюдается эмоцио­нальный стресс от ощущения брошенности. В результате развиваются беспокойство и агрессивность, и такая модель поведения сохраняется даже в школе.

Первые уроки, которые мальчикам нужно усвоить в этой жизни, это уроки доброты, доверия, тепла и радости.

Короче говоря, до шести лет пол ребёнка не имеет особого значения. Самое главное для него в этот период жизни – находиться в центре внимания и ощущать присутствие рядом двух любящих родителей. Так у него развиваются чувство безопасности, навыки первичного общения и тяга к познанию и взаимодействию с окружающими.

Впрочем, этот период проходит слишком быстро. Так что ловите момент и наслаждай­тесь своим малышом!

С шести до тринадцати: интерес к мужественности  

Лет в шесть с мальчиками происходят важные изменения. В них словно просыпа­ется дремавшая до сих пор мужественность. Даже те мальчишки, которые не так много смотрят телевизор, вдруг начинают прояв­лять интерес к оружию, мечтают носить кеп­ки суперменов, бороться и драться, играть в шумные игры. И происходит ещё кое-что очень важное, причём характерное для всех стран и культур. Примерно в возрасте шести лет мальчики словно замыкаются на отце, деде или другом мужчине. В них пробужда­ется желание быть рядом с мужчиной, учиться у него, подражать. Им хочется «учиться быть мужчиной».

Если в этот период отец игнорирует сы­на, мальчик зачастую устраивает дикие вы­ходки, лишь бы привлечь его внимание. Однажды меня пригласили в качестве кон­сультанта исследовать случай, когда у мальчика периодически возникали вспыш­ки тяжёлого заболевания, причём без вся­кой видимой причины. Было назначено Его отец, ведущий специалист в области медицины, вернулся с конференции из другой страны, чтобы быть рядом с сыном, и мальчику стало лучше. Вскоре отец опять уехал на конференцию, и болезнь вернулась.

Его отец, ведущий специалист в области медицины, вернулся с конференции из другой страны, чтобы быть рядом с сыном, и мальчику стало лучше. Вскоре отец опять уехал на конференцию, и болезнь вернулась. Мы попросили отца пересмотреть свой рабочий график. Он внёс соответст­вующие коррективы, и с тех пор мальчик ни разу не болел.

Чтобы привлечь внимание отца, мальчиш­ки могут начать воровать, мочиться в по­стель, проявлять агрессию в школе, совер­шать другие неблаговидные поступки.

Мамы по-прежнему много значат

Усиление интереса к отцу вовсе не означа­ет, что мама уходит со сцены. В некоторых странах (например, в Соединённых Штатах Америки) матери зачастую дистанцируются от своих шестилетних сыновей, чтобы доба­вить им «жёсткости». (Именно в этом возрас­те в Британии отправляют детей в пансионы.) Но, как считают некоторые педагоги, эта идея коварна. Мальчикам необходимо знать, что они могут во всём положиться на маму, и не следует глушить в них нежные чувства. Лучше всего, если мальчик будет близок к маме, ра­зумеется, что рядом будет и отец. Если отец почувствует, что сын слишком вовлечён в ин­тересы матери (что бывает), ему нужно уси­лить своё влияние, ни в коем случае не крити­куя мать! Иногда отец чересчур строг или предъявляет к сыну повышенные требования, и тот начинает его бояться.

Если мать внезапно отдаляется от сына или лишает его тепла и внимания ещё в раннем возрасте, результат печальный: мальчик, стремясь заглушить обиду и боль, словно перерезает ниточки, которые связы­вали его с матерью, - нежность и любовь. Инстинкт подсказывает ему: тяжело прояв­лять тёплые чувства, если они не находят от­клика.

Если мальчик ставит для себя такую за­слонку, он вырастет довольно резким и гру­бым, и вряд ли он будет проявлять нежность по отношению к своим детям и супруге. Все мы очень хорошо знаем таких мужчин (боссов, отцов, мужей), которые эмоционально зажа­ты и не способны наладить контакта с людь­ми. Чтобы наши сыновья не были такими, просто нужно чаще обнимать их - и в пять, и в десять, и в пятнадцать лет.

Пять заповедей отцовства

     Начинайте как можно раньше. Участ­вуйте в процессе воспитания с периода беременности. Говорите с будущей матерью о своих надеждах, связанных с ребёнком. Участвуй­те в уходе за младенцем с самого его рождения. Это ключевой этап в выстраивании буду­щих отношений. Уход за ребёнком на ранней стадии дисциплинирует и меняет ваши жиз­ненные приоритеты. Имейте в виду, отцы, ко­торые ухаживают за новорождёнными, наст­раиваются на одну волну с ними. Кстати, муж­чины прекрасно справляются с тем, чтобы ути­хомирить ребёнка среди ночи, - баюкают его, качают, напевают песенки! Не превращайтесь в наседку, но строго следуйте советам матери ребёнка или других опытных наставников. И гордитесь своими достижениями. Даже если вы слишком заняты работой, используйте вы­ходные или отпуск, чтобы уделить внимание ребёнку. Начиная с двухлетнего возраста ма­лыша предложите матери оставлять вас с ре­бёнком на выходные, и вы поймёте, что пре­красно справляетесь со своей ролью.

  • Найдите время. Это самое важное. Папы, запомните: если в течение недели вы прово­дите на работе пятьдесят пять - шесть­десят часов, включая командировки, вы просто не в состоянии исполнять свои от­цовские обязанности. У ваших сыновей бу­дут проблемы в жизни, и это непременно ска­жется на вас. Отцам необходимо приходить домой вовремя, чтобы играть, смеяться, учить своих детей, резвиться с ними. Работа в кор­порациях и малом бизнесе становится врагом семьи. Зачастую отцы выбирают более низкий заработок, но зато имеют возможность больше времени проводить в семье. Так что, когда в следующий раз вам предложат повышение, требующее более продолжительного рабочего дня и частых командировок, серьёзно поду­майте над тем, что ответить своему боссу.
  • Не сдерживайте эмоций. Обнимать сы­на, резвиться с ним, играть в борьбу не воз­браняется вплоть до его совершеннолетия! Сочетайте эти шумные игры с более спокой­ным времяпрепровождением: дети очень восприимчивы к рассказам, им нравится просто сидеть рядом с отцом, петь или музи­цировать. Говорите своим детям о том, какие они умные, красивые, творческие (хвалите их часто и искренне). Если ваши родители не были такими открытыми в проявлении чувств, вам придётся учиться этому.

Некоторые мужчины опасаются, что прояв­ление ласки в отношении сына сделает его «голубым». Это совсем не так. Более того, вер­но обратное. Психологи отмечают, что многие геи и бисексуалы признают, что именно недостаток отцовской ласки час­тично объясняет их тягу к мужской нежности.

  • Больше веселья. Радуйтесь своим де­тям. Если вы проводите с ними время только из чувства вины или по обязанности, это не принесёт пользы. Постарайтесь подыскать такие виды деятельности, которые нравятся вам обоим. Избавьте детей от «бремени
    обязанности», но настойчиво призывайте их к тому, чтобы они помогали по дому. Огра­ничьте их внешкольные занятия одним-дву­мя видами спорта или иной деятельности, чтобы у них оставалось время просто по­быть с собой. Организуйте их свободное
    время, чтобы они не слонялись бесцельно, и посвятите его прогулкам, играм, беседам.
    Избегайте чрезмерного соперничества в играх. Обучайте своих детей постоянно, дели­тесь с ними всем, что знаете сами.
  • Не забывайте о дисциплине. Сегодня многие отцы выбрали для себя роль «добрень­ких папаш», оставив все трудные вопросы вос­питания своим половинам. Но мы всё-таки со­ветуем мужчинам участвовать в принятии ре­шений, следить за тем, как ребёнок делает до­машние задания и выполняет работу по дому. Установите нормы дисциплины – спокойно, но твёрдо. Не прибегайте к рукоприкладству, хотя иногда и возникает соблазн отшлёпать мальчишку. Настаивайте на уважении.

Обсуждайте с мамой ребёнка глобальные вопросы воспитания: «Всё ли нам удаётся? Что нужно изменить?». Совместное воспитание сына очень сближает родителей.

Из книги: Стив Биддалф. Воспитывать мальчишек... Как? - М.: РИПОЛ классик, 2007.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.