Существуют разные подходы к определению понятия «кохлеарная имплантация».
Кохлеарная имплантация – это способ слухопротезирования, предполагающий вживление во внутреннее ухо системы электродов, обеспечивающей восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции слухового нерва.
Таким образом, кохлеарный имплант – одна из разновидностей слуховых протезов. Обеспечивает физическую возможность слышать.
Кохлеарная имплантация – это система мероприятий по реабилитации людей с нарушением слуха, включающая:
- отбор детей;
- проведение хирургической операции;
- первое включение речевого процессора и его настройку (у маленьких детей процесс настройки может длиться 1 – 2 года. См раздел «Настройка речевого процессора кохлеарного импланта»);
- послеоперационную слухоречевую реабилитацию (Длительность данного этапа зависит от возраста, в котором выполнена операция. В среднем занимает 5 – 7 лет. Чем позже выполнена операция, тем дольше период реабилитации. В некоторых случаях невозможно получить максимальные результаты).
В Республике Беларусь операции кохлеарной имплантации выполняются с 2000 года. При этом отмечаются 2 тенденции:
- увеличение количества операций (от 7 – 12 до 82 в год);
- снижение возраста пациентов, которым выполняется операция.
Минимальный возраст пациента, которому выполнена КИ в РНПЦ оториноларингологии, составил 9 месяцев.
Устройство кохлеарного импланта
Внешняя часть (наружная):микрофон, размещаемый в корпусе заушного слухового аппарата;речевой процессор;антенна передатчика.Внутренняя (имплантируемая):приемник с индукционной катушкой;система электродов.
Особенности восприятия звуков с помощью кохлеарного импланта
Могут отмечаться следующие особенности восприятия звуков с помощью кохлеарного импланта:
< >искажение звуков и речи, передаваемых кохлеарным имплантом в слуховую систему:слияние звуков в непрерывный меняющийся шумовой поток;трудности дифференциации звуков («Все звуки звучат одинаково» «Я вижу по вашей артикуляции, что вы говорите «И», но я слышу «У»);различия в восприятии просодических характеристик речи (голоса звучат одинаково; звучат очень пискляво или с металлическим оттенком и т.д.).моноуральное (одностороннее) восприятие, так как кохлеарная имплантация проводится обычно на одно ухо. Как следствие, возникают трудности локализации звука в пространстве. Необходима специальная работа по формированию умения локализовать звуки в пространстве;несформированность или нарушение центральных слуховых процессов различной степени. Это выражается в нарушении скорости обработки речи: речь слышится с задержкой (иногда 45 секунд и более).если говорящий находится сзади или с противоположной стороны от прооперированного уха;если речь не обращена к ребенку с кохлеарным имплантом (например, при общении нескольких детей на групповых занятиях).Настройка речевого процессора кохлеарного имплантаНастройка речевого процессора кохлеарного импланта – одна из важнейших составляющих кохлеарной имплантации. От того, насколько качественно будет настроен речевой процессор, зависит качество звука, который будет слышать пациент.
Что нужно знать о настройке речевого процессора кохлеарного импланта:
< >Сразу после операции пациент не слышит, т.к. внешняя часть с речевым процессором не подключена.Настройка речевого процессора кохлеарного импланта осуществляется индивидуально. Первое подключение речевого процессора производится спустя 4 – 6 недель после операции.Для программирования используется специальное устройство – программатор с соответствующим программным обеспечением, и компьютер. Включение, программирование и настройка процессора КИ производится специалистом-аудиологом. Настройка включает 3 компонента:проверка работоспособности внутренней и внешней частей КИ;программирование;настройка параметров электрической стимуляции.Аудиолог;Учитель-дефектолог (сурдопедагог);Родители ребенка.Оценка непроизвольных и произвольных реакций на стук, голос, определение максимального расстояния, с которого ребенок обнаруживает низко-, средне- и высокочастотные звуки [па], [ш], [с] при разном уровне усиления (на разных программах).Выявление негативных реакций на громкие звуки.Информирование аудиолога о: реакциях ребенка на звуки разной частоты;реакциях на звуки разной силы;развитии у ребенка слухового восприятия и устной речи с КИ;разборчивости речи на разных программах.Наблюдение за реакциями ребенка на разные звуки, голос.Наблюдение за неприятными реакциями на звуки и передача этой информации аудиологу и сурдопедагогу.Информирование аудиолога и сурдопедагога о развитии восприятия речи и устной речи ребенка.Правильно настроенный речевой процессор кохлеарного импланта по мере коррекционной работы должен обеспечивать ребенку:
< >восприятие низкочастотных гласных и согласных [у] - [а] - [м]; и высокочастотных согласных [ш] - [с] [ц] - [ф] на расстоянии 4 – 6 м и различение их на расстоянии не < 2 м.;отсутствие неприятных реакций на звуки;комфортное восприятие разговорной речи в тихих условиях.
Как работает система кохлеарного импланта
< >Все звуки воспринимаются микрофоном речевого процессора. В речевом процессоре все звуки окружающей среды анализируются и кодируются в последовательность электрических импульсов. С помощью передатчика импульсы посылаются через кожу в приемник, зафиксированный в височной кости.От приемника импульсы направляются по рабочему электроду в улитку, где стимулируют спиральный ганглий слухового нерва.Слуховой нерв воспринимает импульсы и посылает в слуховые центры мозга. Мозг распознает переданные сигналы как звук.
Для того, чтобы человек с кохлеарным имплантом начал слышать и говорить как слышащий, необходимо, чтобы в его памяти накопились образы соответствующих звуков. Человек должен неоднократно услышать звук, соотнести его с определенным объектом, запомнить звучание.
http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=58845