Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Организация слухоречевой среды  для детей с нарушением слуха

Дата: 4 мая 2020 в 09:19, Обновлено 18 ноября 2021 в 20:47

          Одним из главных аспектов работы дошкольных учреждений, в которых воспитываются  дети с нарушением слуха, является формирование словесной речи как средства общения, познания окружающего мира, интеграции ребенка в обществе.

          Речевое развитие является многоплановым процессом, поэтому необходимо создать условия для организации слухоречевой среды как в дошкольном учреждении, так и дома. Создание слухоречевой среды предполагает постоянное общение с ребенком со сниженным слухом независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В ее создании участвуют все взрослые, окружающие ребенка: родители, педагоги, персонал группы и детского сада и т. д.

        Выделяют следующие условия создания слухоречевой среды:

1.РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     Родителям и педагогам необходимо постоянно привлекать внимание ребенка к тому, что все окружающие его люди разговаривают, таким образом постоянно формируя практическое представление о речи, как необходимом элементе жиз-ни человека. Ребенок постоянно должен видеть говорящих людей, наблюдать за их поведением, соотносить их действия с речью, а взрослые - уточнять содержание сказанного.

       Например, взрослый после прихода любого человека в группу или домой сообщает о цели прихода этого человека: « Тетя Лида (медсестра) сказала, что Вика заболела» или «Папа пришел домой с работы». Взрослые, приходящие к Вам в дом, обязательно должны обращаться к детям с приветствием, вопросами, просьбами, понятными детям («Привет!», «Кто тут? Бабушка», «Где тетя Валя?», «Алеша, дай тете стул» и т. д.)

      Существенным фактором общения с ребенком с нарушением слуха является включение его в практическую деятельность, например, в различные игры, рисование, конструирование, труд, с тем, чтобы побудить ребенка к речи, стимулировать его речевую активность, вовлечение других детей и взрослых в процесс общения.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕЧИ, ПОБУЖДЕНИЕ К   ИСПОЛЬЗОВА-НИЮ РЕЧИ.

         Опыт показывает, что нередко похвала и одобрение взрослого являются стимулом для малыша, поэтому взрослые должны поддерживать любые рече-вые реакции и действия ребенка. В процессе общения с детьми взрослые по-буждают детей к устной речи. Если речь ребенка невнятна и общение с ним за-труднено, необходимо научить его подкреплять свою устную речь дактилиро-ванием, использованием табличек, собственным письмом, а так же неречевыми средствами — указаниями на предметы и картинки, предметными действиями, рисованием, естественными жестами. В таких случаях взрослые помогают ре-бенку сказать необходимое слово: дают образец произнесения, проговаривают вместе с ребенком, просят ребенка повторить это слово. Во время различных игр, на занятиях взрослые обращаются к детям с вопросами, просьбами, под-держивая любые попытки говорения.

         Особое внимание уделяется использованию инициативной речи, то есть говорении по собственному побуждению. Поскольку часто дети, активные на занятиях по развитию речи, не стремятся к речевому общению в быту, взрос-лым необходимо подумать о создании ситуаций, в которых речевая активность ребенка возрастает: во время игры взрослый как бы случайно «забывает» дать необходимую для игры вещь (машинку для перевозки кубиков). Если ребенок не обращается ко взрослому, он должен фиксировать внимание на отсутствии игрушки, помогает ребенку выразить просьбу: от «Тетя, дай машину» до «Анна Петровна, дайте, пожалуйста, большую машину. Я буду возить кубики и стро-ить дом». Нередко можно наблюдать, как хорошо общающиеся со знакомыми взрослыми дети замыкаются, теряются при обращении к ним незнакомых лю-дей, хотя они знают нужные слова и фразы.

          Педагоги в саду во время прихода в группу новых людей показывают, как нужно здороваться, прощаться, объясняет, как можно поблагодарить, извиниться, выразить просьбу, задать вопрос, рассказывают, какие вопросы обычно зада-ют незнакомым людям. Подобную работу необходимо проделывать родителям дома, чтобы закрепить навыки коммуникации.

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ.

        Создание слухоречевой среды невозможно без использования качествен-ной звукоусиливающей аппаратуры, необходимой для формирования устной ре-чи, развития слухозрительного восприятия и уточнения произносительной стороны речи окружающих.

       Прежде всего родителям  необходимо позаботиться о протезировании ре-бенка индивидуальными аппаратами и контролировать их постоянное использование в детском саду и дома.

        Использование индивидуальных аппаратов нацелено на:

-развитие неречевого слуха (восприятие различных сигналов транспорта, слу-шание голосов животных и птиц, слушание музыки), что крайне необходимо для ориентировки ребенка в окружающем пространстве.

-развитие речевого слуха (восприятие темпа, ударения, интонации, уточнение произношения звуков, становление навыков самоконтроля), что значительно расширяет сенсорную базу речи окружающих и тем самым способствует более полноценному общению.

        Взрослые, окружающие ребенка — родители, педагоги — должны знать ре-жим работы индивидуальных аппаратов, расстояние, на котором ребенок в со-стоянии воспринимать речевые и неречевые звучания.

        Следует учить детей бережному обращению с аппаратурой: не оставлять включенными снятые с ребенка аппараты, вовремя менять батарейки, следить за чистотой вкладышей, не допускать ударов по аппаратам, их падений.

4.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ВЗРОСЛЫХ.

         Одним из основных компонентов слухоречевой среды является речь взро-слых, которая служит образцом для подражания. Речь взрослых должна быть естественной и правильной. Это значит, что любой человек, общающийся с ре-бенком с нарушением слуха, должен говорить голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение. Не рекомендуется перегружать фразы (они должны быть четкими), изменять структуру выс-казываний, меняя порядок слов, характерный для русского языка (вместо «Где мяч?» - «Мяч где?» или «Где ты была летом?» - «Летом ты где была?»).

         Речь взрослых должна быть интонированной и эмоциональной. Однако в некоторых случаях родителям и педагогам приходится прибегать к замедленному темпу проговаривания, более четкому произнесению отдельных звуков или слогов. Как правило, это происходит при чтении слов или фраз, устном или устнодактильном предъявлении новых слов. В этих случаях после замедленного проговаривания необходимо повторить слово и фразу в нормальном темпе, с соблюдением всех норм русского литературного языка.

5.КОНТРОЛЬ  ЗА  РЕЧЬЮ  ДЕТЕЙ.

          Взрослые должны контролировать устную речь детей, однако условия этого контроля разные. Сурдопедагог и воспитатель знают возможности каждого ребенка, поэтому они могут добиться использования ребенком всех его речевых и слуховых способностей, в том числе навыков самоконтроля у старших детей.

        Отдельная тема — общение родителей с детьми. Ключевым моментом это-го общения должно стать правильное использование устной речи и контроля  за речью ребенка. Сурдопедагог должен принимать участие в этой работе, направ-ляя и в некоторых случаях контролируя ее. С учетом возможностей и способностей родителей он проводит индивидуальные консультации.

         Рекомендуя родителям устное общение с детьми, педагог должен:

- показать образцы такого общения в различных бытовых ситуациях и на заня-тиях;

-  объяснить, как сделать устное общение интересным для ребенка (пригласить в гости других детей, организовать экскурсию, включать ребенка в решение простых бытовых задач);

-  научить уточнять значение слов и предложений, делая рисунки и изготавливая книжкисамоделки, помогающие ребенку понять новые слова и предложения;

-  акцентировать внимание родителей на необходимости поддержания и поощрения любой попытки ребенка говорить, вступать в общение, а уже затем предъявлять требования к качеству произношения;

-  ознакомить родителей с состоянием произносительных навыков ребенка, сис-тематически информировать их о том, над чем ведется работа, какие требования необходимо предъявлять дома, какие дополнительные компоненты устной речи стали доступны ребенку;

-  постоянно контролировать работу родителей над произношением, т. к. отсутствие такого контроля может привести к появлению грубых дефектов произношения.

         При работе над звуками сурдопедагог сообщает воспитателям и родителям о появлении каждого нового звука и введении его в речь, чтобы они могли при дефектном произношении исправить звук. Родители должны знать различные приемы коррекции. Иногда достаточно сказать ребенку «Повтори правильно» - и он сам исправит ошибку. Можно показать на табличке соответствующую букву и попросить ребенка повторить все слово правильно. Иногда в качестве по-мощи можно привлечь дактильный знак при условии повторения звука и слова устно. В работе также может быть применено зеркало, чтобы ребенок, опираясь на зрение, мог исправить дефектное произношение. В отдельных случаях мож-но использовать тактильно-вибрационную чувствительность (характер воздуш-ной струи).

          Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что успех работы по речевому развитию дошкольников с нарушением слуха зависит от возможнос-тей педагогов и родителей и их способности так организовать слухоречевую среду, чтобы речь стала для ребенка необходимым компонентом общения с окружающими.

https://nsportal.ru

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.