Физкультура в детском саду
В общей системе всестороннего и гармонического развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особенное место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Физические упражнения являются основным и специфическим средством физического воспитания, оказывают всестороннее влияние на развитие ребенка.
Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания.
Спортивная форма на занятиях по физической культуре
Физкультурное занятие требует соблюдения техники безопасности в спортивном зале. Спортивная форма – это обязательное условие для его проведения.
В дошкольном возрасте развивается ловкость, быстрота, выносливость, а также навыки участия в разных командных играх. Занятия физкультурой не дадут сидеть на месте, и каждому ребенку необходимо иметь правильную одежду для занятий.
Чтобы вашему ребенку было удобно, необходимо приобрести: футболку, спортивную обувь, шорты, носочки. Нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате.
Требования к одежде просты:
Футболка
Футболка должна быть изготовлена из натуральных, дышащих материалов. Такая одежда не вызывает перегрева, так как хорошо пропускает воздух и впитывает с поверхности тела пот. Без декоративных элементов, белого цвета.
Шорты
Шорты должны быть спортивного кроя, предпочтительнее темного цвета. Резинки и другие детали не должны быть тугими, стеснять движений. Единый цвет спортивной формы воспитывает у детей командный дух при проведении игр, эстафет и спортивных праздников.
Спортивная обувь
Кеды на прорезиненной подошве, которая обеспечивает хорошее сцепление с напольным покрытием. Обувь должна быть по размеру и удобной в движении. При выборе обратите внимание на подошву обуви – ее можно с лёгкостью согнуть, и на вес – обувь не должна быть тяжелой.
О пользе утренней гимнастики
Много всего сказано в пользу утренней гимнастики. Она рекомендована всем, независимо от возраста человека и других физических нагрузок. И уж тем более она полезна самым маленьким.
Приучая детей с малых лет выполнять утренние упражнения, родители на все будущие годы закладываете фундамент, вырабатывая привычку делать утреннюю зарядку. И, разумеется, вместе с ними занимаются сами.
Что дает гимнастика?
Малыш просыпается с помощью утренней гимнастики, получает заряд бодрости на целый день, у него укрепляются мышцы, суставы и связки, позвоночник и иммунная система, улучшается аппетит, сон, ускоряется кровообращение, совершенствуются нервные процессы, ускоряется рост, способствует умственному развитию. Гимнастика нацелена на то, чтобы переход между сном и бодрствованием сделать мягким и гармоничным.
Вводить зарядку в распорядок дня можно с двухлетнего возраста. Выполнять упражнения следует каждое утро (не считая периоды болезни малыша) всегда в одно время: после сна, натощак, в проветренном помещении.
Одежда ребенка не должна сковывать его движений, а лучше и вовсе проводить зарядку в трусиках и босиком. В детской зарядке не должны использоваться гантели и другие утяжелители. Нельзя перенапрягать малыша. Зарядка должна продолжаться от 5 до15 минут, и нужно строго следить за его осанкой, правильным исполнением упражнений и дыханием.
Так как объяснить маленькому ребенку, что зарядка очень полезна для его организма, пока невозможно, лучшей мотивацией малыша к зарядке является личный пример. Детям свойственно повторять все за взрослыми, и если ребенок увидит, с каким удовольствием родители делают зарядку, он обязательно присоединится к ним. Проводить зарядку лучше под любимую музыку ребенка, и сделать упражнения своеобразным ритуалом – пусть это будет игра. Тогда утренняя зарядка станет малышу в радость.
Хотелось бы отметить, что ребенку нужно правильно дышать через нос. Чтобы лучше это контролировать, следует включать упражнения со звуками на выдохе («с-с-с»; «ш-ш-ш»).
Нужно контролировать безопасность ребенка, но не подавлять при этом его активность. Сравнивать достижения ребенка нужно только с его личными прошлыми результатами. Чаще следует хвалить его за успехи и вселять уверенность.
Зарядка должна быть:
- Постепенной. От простого упражнения к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается так же постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.
- Разнообразной. Примерно каждые 10 дней следует заменять 1-2 упражнения, чтобы поддерживать интерес ребенка. Включать в зарядку разнообразные предметы: мячи, скакалки, флажки, любимые игрушки. Придумывать названия для упражнений («самолетик», «петушок», «зайчик», «ракета»).
- Регулярной. Оздоровительный эффект достигается только с помощью систематического выполнения. Ежедневно тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаем благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Надо стараться как можно раньше воспитывать у ребенка привычку делать каждый день зарядку.
- Умеренной. Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомление ребенка
- Доступной. Упражнения должны быть простыми и знакомыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоен