ЛЕВОРУКОСТЬ
На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам, как и другим «белым воронам» зачастую было настороженным, а иногда и резко отрицательным. «Следы» такого отношения остались во многих языках. Например, в русском языке существует до сих пор множество примеров такого рода. "Левый товар" - товар, проданный налево, т. е. незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п. Подобная окраска слова "левый" встречается и в выражениях, не относящихся к финансам: "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги" и др.
В английском языке слово "леворукий" имеет дополнительные значения "неуклюжий", "лицемерный", "зловещий", "незаконный". Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.
Учитывая связь языка и сознания, вряд ли стоит удивляться негативному стереотипному восприятию левшей "праворуким" большинством.
Знаменитые левши:
Александр Македонский и Наполеон, Леонардо да Винчи и Джеймс Клерк Максвелл, И.П. Павлов и В.И. Даль, Альберт Эйнштейн и Чарли Чаплин, Уинстон Черчилль и Пабло Пикассо, Пол Маккартни и Билл Гейтс.
Какой бывает леворукость
Чаще всего встречается, так называемое, генетическое левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития. Настоящих левшей, может быть, 8%. Причем левша это совсем не перевернутый мозг, как принято считать. Считается, что у правшей основным является левое полушарие, у левшей – правое. Это не соответствует истине.
У левшей мозг устроен несколько особым образом. И нейропсихологическое исследование выявляет специфику мозга левшей, и можно сказать, настоящий это левша или нет. А уж если это настоящий левша, то вынь да положь несколько его характеристик, обязательно присутствующих в его познавательной сфере (кроме того, что он пишет левой рукой).
Настоящий левша и пишет хорошо. Обращали, наверное, внимание, что есть дети, которые левой рукой пишут красиво, ровно, не изгибаются как вопросительный знак, пишут быстро, достаточно успешно справляются с заданиями (хотя не всегда – как правило, левши – люди более замедленные).
Кроме того, левшей характеризует некоторая особенность серийной организации деятельности. То есть возможность выстроить события в определенной последовательности или элементы в определенном порядке. Как правило, им сложно бывает усвоить наши традиционные речевые и неречевые ряды (дни, недели, месяцы и т.д.). Но есть еще некоторое свойство, которое этих людей характеризует: они все делают очень произвольно и, может быть, поэтому медленно.
Все, что они запоминают, понимают, они пропускают, как мы говорим, через голову, то есть им все нужно продумать. Если уж это какое-то знание, то выстроить всю цепочку, чтобы, не дай Бог, в каком-то месте не было провала. Если провал - все, не поймет, не запомнит.
А для того, чтобы таким образом жить и работать, все пропускать через голову, все продумывать, осознавать, представляете, сколько времени нужно потратить? И сколько сил и энергии? Поэтому к вечеру, к середине дня, а часто и к середине урока ребенок или просто выключается, он уже не в состоянии энергетически обеспечить выполнение задания, которое ему предлагается. Или же, наоборот, он растормаживается, бегает, что называется по потолку, и остановиться не может.
Нужно понимать, что с ним происходит, ведь с этим легко справиться. Главное понять и не считать, что он делает это из вредности. Вообще дети, особенно маленькие, нечасто делают что-то из вредности. Если они совершают какие-то поступки, то есть причина для этих поступков. Это что касается левшей.
Второй вид - это "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще – его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.
Врачи и те люди, которые должны бы были наблюдать ребенка с самого начала, не всегда могут справиться с этим. То есть врачи, как правило, обращают внимание на тот факт, что у ребенка что-то произошло, и правая рука является слабой. Делают массаж, назначают определенные физические упражнения, лечебную физкультуру. Но что происходит (как правило, врачи замечают это не сразу)? Для развития любой функции есть сензитивный период. Каждая функция у человека – слух, зрение, определенное движение - должна появиться и должна развиться, начать работать полноценно в структуре человеческой деятельности в определенное время.
Допустим, ребенок родился со слабостью правой руки, через какое-то время это заметили и начали эту руку активизировать – делать массаж, давать какие-то лекарства и проч., повысили мышечный тонус, рука стала посильнее, появились какие-то движения. Да. Хорошо. Но рука ужене включилась в положенное время в ту систему деятельности, в которой она должна принимать участие. Если это маленький ребенок – двигать игрушки, переворачиваться, - как ни странно, очень много движений ребенок выполняет уже достаточно рано. И вот тут мы считаем, что одно лишь медицинское сопровождение маленьких детей с проблемами является порочным. Обязательно должно быть психолого-педагогическое сопровождение. Если мы вовремя не включим в систему деятельности это появившееся движение, появившийся мышечный тонус, то потом в школе это будет одной из причин дезадаптации. Ребенок не сможет полноценно работать той рукой, которая генетически заложена как ведущая рука. И, кроме того, в обществе есть еще такое мнение (и это правильно, это совершенно верно), что левшей нельзя переучивать, это очень опасно. Здесь можно вызвать очень серьезные деструкции мозга и нарушения психики.
Но если этот ребенок не левша, а леворукий, если он работает левой рукой, потому что правая слаба от рождения, то его переучивать надо обязательно.
Понять причину работы ребенка левой рукой очень важно.
У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин.
Третий вид - это "вынужденное" левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук. Если у вас есть основания предполагать, что леворукость (или «двурукость») вашего ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей. Зачастую, через несколько занятий под руководством психолога, ребенок начинает без всякого принуждения писать и рисовать правой рукой.
Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.
Как выявить леворукость?
Некоторые признаки этого явления у ребенка можно уловить в самом раннем возрасте. Однако, по мнению большинства исследователей, до 4 -5 лет делать какие-либо прогнозы малоэффективно. Начиная с 4 - 5 месяцев и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4 лет руки малыша практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками, и только после этого возраста, то есть с 4 - 4,5 лет, формируется стойкое предпочтение одной из них.
Тут самое время понаблюдать за двигательной активностью своего ребенка. Например, присмотреться, как он развязывает узелок, складывает кубики или собирает конструктор. Наблюдение покажет, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.
Можно использовать специальные игровые задания. Часть из них - бытовые, часто используемые - дети выполняют обеими руками, поэтому некоторые задания даются в двух вариантах. Это позволяет более точно выделить ведущую руку.
Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Здесь важно все: где сидит взрослый, что он делает, что говорит.
- Не следует фиксировать внимание ребенка на том, что у него пытаются что-то определить. Лучше сказать: "Сейчас мы с тобой поиграем", или, "Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить".
- Взрослый обязательно должен сидеть за столом напротив ребенка.
- Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед малышом строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Хорошо, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и прочий материал для тестирования будет разложен рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел и не отвлекался.
Первое задание - рисование. Перед малышом кладут лист бумаги и карандаш (фломастер) и предлагают ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не нужно торопить его. После того как ребенок закончит рисунок, его просят нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "Я не умею", "У меня не получится". Можно успокоить малыша: "Я знаю, что это трудно, но ты постарайся", подбодрить, сказать, что он делает все правильно. В этом задании учитывается не только то, какой рукой ребенок работает, но и то, в каком случае качество выполнения рисунка лучше - более ровные и четкие штрихи, ровные углы, правильное соотношение элементов.
Пока ребенок рисует, взрослый обращает внимание на то, как кроха держит ручку или карандаш (правильно, удобно или нет), сильно ли напряжен, правильно ли сидит.
Второе задание - открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: "Найди спичку в одной из коробок". Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).
Третье задание - построение домика из спичек (палочек). Ведущая рука та, которая используется более активно.
Четвертое задание - игра в мяч. Нужен небольшой мяч (например, теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на ^стол прямо перед ребенком. Задание: взять мяч, бросить взрослому, затем подкинуть и поймать его несколько раз.
Пятое задание - вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (цветка, зайчика, узора). Ведущей считается более активная рука, причем не обязательно та, в которой малыш держит ножницы, так как ножницы могут быть неподвижны, а открытку он будет поворачивать, облегчая себе задачу. Вырезание может быть очень трудным и неинформативным в тех случаях, когда размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото. Все карточки (10- 15 штук) малыш должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать их по одной.
Шестое задание - нанизывание бисера (или пуговиц) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.
Седьмое задание - выполнение вращательных движений (открывание и закрывание крышек). Малышу предлагают открыть 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Внимание! Ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.
Восьмое задание - развязывание узелков. Заранее нужно неплотно завязать несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которой ребенок развязывает узел (другая держит узел).
В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков - процесс довольно сложный, и ребенок использует обе руки. Можно использовать иной вариант - составление цепочки из скрепок. Как правило, малыш в одной руке держит скрепку, а ведущей пытается присоединить вторую.
Девятое задание - построение домика из кубиков. Ведущей рукой ребенок чаще берет, укладывает и поправляет кубики, детали. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно предложить конструктор, мозаику.
И последнее, что необходимо будет учитывать при выявлении ведущей руки, - данные о семейном левшестве.
Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу (см. таблицу).
Оценка результатов тестирования на определение рукости
Задания | Действие выполняется преимущественно | ||
Правой рукой | Обеими руками | Левой рукой | |
Рисование | |||
Открывание спичечного коробка | |||
Построение домика из спичечного коробка | |||
Игра в мяч | |||
Вырезание ножницами по контуру рисунка | |||
Нанизывание бисера на иголку с ниткой или шнурок | |||
Выполнение вращательных движений (открывание и закрывание крышек) | |||
Развязывание узелков | |||
Построение домика из кубиков | |||
Семейное левшество / правшество |
При выраженном предпочтении левой руки знак плюс ( + ) ставится в столбец "левой рукой", при предпочтении правой - в столбец "правой рукой". Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, плюс ставится в столбец "обеими руками". Если в семье есть леворукие родители, браться, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в столбец "левой рукой", если нет - в столбец "правой рукой". Если получается больше семи плюсов (70% заданий) в столбце "левой рукой", то ребенок, скорее всего, леворук.
По материалам публикаций М. Безруких