Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Музыка рассказывает о животных. Рекомендации по выбору репертуара классической музыки для слушания с детьми дома.

Дата: 30 сентября 2020 в 11:50, Обновлено 18 ноября 2021 в 20:44

Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Трудно не согласиться со словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека – это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».

К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. 

Что слушать?

Нужно позаботиться о том, чтобы с самого раннего детства малыш знакомился с классической музыкой. Масару Ибука, автор книги «После трех уже поздно» пишет «Если у ребенка в мозгу, который еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы». Но если уже сейчас, в самом раннем возрасте, ограничить прослушиваемый малышом репертуар только весёлыми детскими песенками, в дальнейшем привить любовь к истинным музыкальным произведениям будет нелегко и, более того, малыш, скорее всего, будет настаивать на том, чтобы вы их немедленно выключили.

Какая классическая музыка для малышей подходит лучше всего? Что включать?

Выбор музыкального репертуара, который дети слушают дома, зависит от музыкального опыта семьи. Для слушания музыкальных произведений дома лучше всего подходит народная и классическая музыка. Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой! Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то новое, красивое, возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще «незаштампованным» сознанием, воспринимают классическую музыку легко и по-своему уникально. Многочисленные эксперименты показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают! Кроме произведений этих можно посоветовать для лучшего познания красоты и гармонии окружающего мира, для развития духовных сил и творческой активности  детей музыку и других композиторов.

Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Музыка должна быть светлой, гармоничной, умиротворенной и приятной на слух. Лучше избегать трагических и тревожных композиций. Следует отбирать произведения, где выражены чувства, доступные для понимания детей. Такими как раз и являются произведения, написанные композиторами о животных.

Примерный музыкальный репертуар по слушанию для детей

1.С.Майкапар.«Мотылёк»
2. Э. Григ. «Бабочка»

3. К. Сен-Санс «Карнавал животных» ;

4. Л. Бетховен .«Сурок»;

5. М. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов».

6. Д. Кабалевский. « Ёжик», «Хромой козлик»

7.А. Лядов. «Сорока», «Петушок» (cлова народные);
8.Г. Лобачёв. «Курочка-рябушечка» (cлова народные)
9. В. Ребиков. «Лягушка» (стихи Н. Некрасова)

10. В. Калинников. «Тень-тень», «Журавель» (cлова народные)

11. С.Прокофьев. «Шествие кузнечиков»

Если родители предпочитают слушать эстрадную музыку, то им предлагаются замечательные классические произведения в эстрадной обработке: «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова, «Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковского и другие.

Музыка всегда выражает какое - либо настроение. Она может и изображать что-то: кукование ку­кушки или щебет другой птички. Музыка очень похоже передает движения разных персонажей, например, шествие прыгающих кузнечиков, торжественную поступь льва или жалобное прихра­мывание хромого козлика, пугливые шаги и остановки маленького, боязливого ежика.

В младших группах с детьми лучше слушать народные песенки о животных в обработке композиторов («Сорока», «Петушок», «Зайчик») и небольшие инструментальные пьесы («Мотылёк» С. Майкапара; «Медведь» В. Ребикова; «Ёжик», «Хромой козлик» Д. Кабалевского). Со средней группы детям  доступные для восприятия  такие произведения из «Карнавала животных» Э.Сен-Санса как «Кукушка в чаще леса», «Куры и петухи», «Длиннохвостые животные», «Слон», «Аквариум»,   в старших группах это «Королевский выход льва», «Лебедь».

Пожалуй, зоологическая фантазия «Карнавал животных» К.Сен-Санса является самой яркой из всей музыки, написанной о животных. Сам композитор не считал «Карнавал животных» серьезным произведением, поэтому разрешил опубликовать его только после своей смерти. Это произведение носит юмористический характер, который соседствует с лиризмом и метким звукописанием.  Здесь присутствует и лев – король зверей,  и кенгуру, есть и «Аквариум», где музыка более светлая и нежная, а так же «Черепаха», «Куры и петухи». Изобразительность пьесы «Длинноухие персонажи» не даёт слушателям обмануться в том, что речь идет об ослах.   Мелодия «Лебедя» – торжество лирики – одна из лучших когда-либо созданных композитором. Это произведение было единственным номером фантазии, разрешенным Сен-Сансом к исполнению при  его жизни.

Как знакомить детей с музыкой? Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.

1.  Вы можете иногда включать музыку пока занимаетесь делами по хозяйству. Включать музыку также можно фоном во время игр, массажа, купания и т.д. Однако помните, что музыка не должна играть постоянно. Включайте музыку 1-2 раза в день, минут на 15-30.

2.  Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.

3.  Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!

4.  При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

5.  Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения.

6.  Время от времени обращайте внимание малыша на произведения, давая короткие характеристики: «Посмотри какая медленная (быстрая, веселая, грустная, громкая, тихая) музыка». Подбирайте как можно больше слов для характеристики мелодии, таким образом, вы благотворно влияете на развитие речи ребенка. Вовлекайте ребенка не только как пассивного слушателя, но и как активного: предлагайте потанцевать под музыку, потопать ножками, похлопать в ладоши.

7.  После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке, попросите его нарисовать свои впечатления.

8. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

Общение ребенка – дошкольника с классической музыкой неизбежно ведет к формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения. Почаще слушайте прекрасные музыкальные произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, вашему малышу лучшим другом!

Использованные интернет-источники:

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/10/proekt-muzyka-o-zhivotnyh-i-ptitsah

2. http://music-fantasy.ru/materials/muzyka-rasskazyvaet-o-zhivotnyh-i-pticah

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.