Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие педагогов с родителями. Именно в семейных условиях можно уделить ребенку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов и др. С мамой можно послушать сказку в исполнении мастеров художественного чтения, рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить сказочный персонаж. Музыкально-театрализованная деятельность включает в себя театральные игры, упражнения, а так же инсценировки и театрализованные представления.
Работа над содержанием, образами сказки после ее чтения с целью углубления понимания произведения, обдумывания характеристик, особенностей литературных героев включает в себя:
- рассматривание иллюстраций к сказке - выделение особенностей внешнего вида, элементов костюма, настроения героя, средств, с помощью которых передается настроение (поза, мимика и др.), о чем разговаривают персонажи, обстановка, в которой происходят события;
- самостоятельное рисование детьми сказочных персонажей и рассказ ребенка о выполнении замысла;
- повторное выборочное чтение отрывков текста с целью уточнения действий, переживаний, содержания разговора героев произведения;
- пересказ сказки с использованием фигурок настольного театра, фланелеграфа, разных видов кукольного театра;
Приемы активизации и совершенствования речевой деятельности дошкольников:
- воспроизведение детьми диалогов персонажей;
- рассказывание отдельных эпизодов сказки, в которых говорят примерно одни и те же слова разных героев (сказка «Три медведя» и передача интонацией особенностей создаваемого образа);
- упражнения на изменение силы голоса: «Ау, ау, Снегурушка» - зовут дети девочку все громче, все дальше уходит она от подружек (сказка «Снегурушка и лиса»);
- разыгрывание маленьких стихов, потешек, дразнилок, что упражняет в произнесении трудных звуков, совершенствует связную диалогическую речь, помогает осваивать разные интонации - просьбы, вопроса, удивления, суждений и др. Например, дразнилка:
–Гриша, Гриша, дай мне нож.
–Ты обратно не вернешь.
–Гриша, Гриша, дай резинку.
–Ты откусишь половинку. (С.Я. Маршак)
- пересказ сказки по ролям;
- проигрывание слов всех персонажей одним ребенком;
- упражнения в передаче эмоционального состояния литературных героев;
- загадывание детям загадок о литературных героях.
· Анализирование выбранного для драматизации литературного текста. Например, сказка «Снегурушка и лиса»:
а) действующие лица - дедушка и бабушка, Снегурушка, подружки, медведь, волк, лиса; ведущий говорит слова от автора;
б) действия персонажей: Снегурушка пошла в лес с подружками по ягоды, в. лесу стала собирать ягоды, отстала от своих подруг, ходила, ходила и заблудилась, залезла на дерево, плакала и др.;
в) речевое содержание сказки: монолог Снегурушки, разговор девочки с медведем, волком, лисой, разговор лисы с бабушкой и дедушкой, слова благодарности стариков лисе, когда их внучка благополучно вернулась домой;
г) характеристика персонажей - девочка (ей очень хотелось пойти в лес с подружками, в лесу потеряться очень легко, но девочка не растерялась, залезла на дерево, не доверилась медведю и волку - какая она - недоверчивая, но поверила лисе, ей было в лесу очень одиноко и страшно)
Какая лиса в этой сказке? (совсем не похожа на персонажи лисы в других сказках. Она пожалела девочку, не поленилась отвезла её к бабушке и дедушке, не обманула Снегурушку, добрая, заботливая, отзывчивая, поняла, что девочке очень плохо.);
д) эмоциональное состояние героев сказки, изменение настроения по ходу развития событий: старики тревожились, когда отпустили внучку в лес, горевали, когда девочка не вернулась с подружками, радовались в конце сказки
е) содержание беседы, направленной на уточнение происходящих событий и приемы, активизирующие речевую деятельность дошкольников.
- Почему же девочка осталась в лесу одна, без подружек?
- Подружки волновались, стали звать Снегурушку. Давайте попробуем показать, как они ее звали? Сначала думали, что она еще где-то близко; «Ау, ау, Снегурушка!», потом стали звать громче.
- Давайте покажем, как причитала, плакала девочка, ей страшно было одной, не знала как домой добраться. (Несколько детей исполняют монолог Снегурушки).
- Предложили медведь и волк довести девочку к дедушке с бабушкой, но почему она не решилась отправиться с ними домой?
- Вам лисонька нравится, покажите, как она стучалась в калитку, как разговаривала со стариками? А мы посмотрим, у кого лисонька получится лучше.
- Давайте подумаем, как менялось настроение у бабушки и дедушки в сказке? Какое у них было настроение, когда они отпустили Снегурушку в лес. А покажите, как старики радовались в конце сказки, какие слова они говорили лисичке, чем ее угощали?
В процессе обдумывания содержания сказки, действий героев, их переживаний ребенок мысленно содействует попавшим в беду, сочувствует персонажам и свои чувства стремится передать в речи, жестах, а упражнения в выразительности речи, воспроизведении диалогов являются основой для более свободного игрового поведения дошкольников.
Предложите подумать - может ли сказка закончиться по-другому? Создавая, например, образы мышат из украинской сказки «Колосок» или медвежат из венгерской сказки «Два жадных медвежонка», дети остро переживают эмоциональное состояние персонажей; они знают, что сказочные герои наказаны за жадность, нежелание поделиться, помогать друг другу и детям жаль этих героев. Дошкольники охотно соглашаются придумать другое окончание сказки, где все заканчивается благополучно.
Используя элементы игры-драматизации, взрослые способствуют запоминанию сказок в стихах, формированию выразительности детской речи. Например, слова царицы из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина:
«Свет мой, зеркальце, скажи!
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,...»
вначале говорит взрослый, ребенок отвечает словами зеркальца:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,...»
затем роли меняются. На первоначальных этапах ребенок заимствует интонационную окраску речи у взрослых.
Дети с удовольствием играют в игры типа «Угадай, из какой сказки герой?» (из какой я сказки, что ты знаешь обо мне).
Литературный материал для обогащения детских представлений о сказочных персонажах, который могут использовать родители для разыгрывания со своим ребенком: это небольшие стихи
Я рыжая лисица, Я лисичка, я сестричка,
Я бегать мастерица. Я хожу неслышно,
Я по лесу бежала Рано утром по привычке
И зайку догоняла На охоту вышла. (Т. Волгина)
Для работы над образом полезны загадки об одном и том же животном. В них обращается внимание на разные особенности внешнего вида, образа жизни, повадках, способах передвижения и др. Кроме того текст загадки, обсуждение признаков животного, сравнение их с признаками других объектов, доказательство отгадки положительно влияет на развитие разных сторон детской речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование театрально-игровой деятельности на занятиях с детьми способствует развитию звуковой культуры речи, грамматического строя родного языка, детского словаря, а так же диалога как формы социализированной (коммуникативной) речи
по маиериалам studbooks.net